Знаковое событие произошло минувшим воскресеньем в ОАО «ТАНЕКО». На Комплексе нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов была проведена сложная производственная операция по монтажу вакуумной колонны, являющейся основной составляющей установки ЭЛОУ АВТ-7.
По словам заместителя главного инженера НПЗ Алексея Зурбашева, это оборудование дополнит технологическую схему блоков ЭЛОУ, атмосферной перегонки (АТ) и позволит установке ЭЛОУ-АВТ-7 выпускать продукцию согласно проектной номенклатуре. Колонна предназначена для вакуумной перегонки мазута с получением из него дизельного топлива, вакуумного газойля и гудрона.
Вакуумный газойль в свою очередь станет сырьем для процесса гидрокрекинга, нацеленного на получение дистиллятов – нафты, керосина и дизельного топлива, соответствующего экологическому стандарту Евро-5. Остаток гидрокрекинга будет перерабатываться в высококачественные базовые масла III группы по API с высоким индексом вязкости и хорошей стабильностью против окисления. Гудрон будет использоваться для вторичных процессов переработки.
Таким образом, вакуумная колонна станет промежуточным звеном в технологической схеме Проекта и обеспечит повышение глубины переработки нефти.
Оборудование, изготовленное в ОАО «Волгограднефтемаш», было доставлено в Нижнекамск еще в июне текущего года. Огромный вес поступившей колонны (362 тонны) и высота (43,1 м) не позволили установить ее с помощью рядовых технических средств. Для этого потребовался не просто кран, а настоящий гигант, который и был специально изготовлен немецкой компанией «Liebherr» - признанным мировым производителем строительной техники.
Подъему колонны предшествовал серьезный подготовительный процесс, в котором были задействованы как специалисты ОАО «ТАНЕКО», так и представители фирмы «СОПиГ», являющейся непосредственным исполнителем работ. Чтобы избежать возможной ошибки, весь ход операции просчитывался до мельчайших деталей. Еще в процессе изготовления колонны нефтепереработчики регулярно выезжали в Волгоград, чтобы контролировать ход и качество работ. Присутствовали они и на заключительном гидравлическом испытании оборудования.
Особенно основательно пришлось потрудиться при подготовке площадки, которой предстояло выдержать колоссальное напряжение. По словам А.Зурбашева, созданное покрытие рассчитано на вес в полторы тысячи тонн. Новых инженерных решений потребовало также строительство 16-метрового фундамента, который впоследствии стал надежным постаментом для вакуумной колонны.
Отдельно стоит сказать о тех грузоподъемных механизмах, которые были задействованы в процессе монтажа. Основная нагрузка легла на гусеничный кран «Liebherr» грузоподъемностью 750 тонн. Сегодня в России имеется всего три единицы такой техники. Ее отличительными особенностями являются как исполинская сила, так и высокие интеллектуальные характеристики. Надежность, точность и безопасность работ обеспечиваются компьютерной системой управления. Человек в этом процессе, конечно, тоже присутствует. Более того, штатным режимом предусмотрено наличие не одного, а сразу трех операторов. Таким образом производители оборудования попытались полностью исключить человеческий фактор, который зачастую является главной причиной многих строительных ошибок и аварий.
- Как и в самолете, в мозговом центре крана имеется «черный ящик», - рассказывает генеральный директор ООО «СОПиГ» Ильдар Ахметов. - Здесь фиксируются все показатели работы механизмов. При расшифровке данных можно получить полную информацию о «здоровье» крана, узнать, в каком режиме функционировала техника, допускался ли перегруз.
Правда, в отличие от крылатых машин, где о «черных ящиках» вспоминают только после катастрофы, строители ежемесячно обследуют своих «железных друзей». Эта практика признана во всем мире. Не случайно аварии с участием таких мощных подъемных механизмов являются большой редкостью.
Непосредственное участие в подъеме колонны принимал еще один кран – грузоподъемностью 350 тонн, два 100-тонника были задействованы на вспомогательных работах. Вся операция по переносу и установке колонны заняла около четырех часов. От людей она потребовала максимального напряжения и ювелирной точности. Каждое движение техники было тщательно выверено и просчитано. По словам специалистов, мероприятие прошло в штатном режиме, без задержек и неожиданностей.
И хотя с начала и до конца операции руководство и специалисты ОАО «ТАНЕКО» и ООО «СОПиГ» сохраняли ледяную невозмутимость, вздохнуть спокойно все смогли только после того, как 362-тонная громадина заняла свое почетное место. Это и естественно: вакуумная колонна явилась самым крупнотоннажным оборудованием, установленным с начала реализации Проекта. Строители, будучи людьми достаточно суеверными, до самого завершения работ не спешили делать оценок и раздавать интервью, а перед началом монтажа даже пригласили муллу для освящения крана. Но, как говорится в таких случаях, на Бога надейся, а сам не плошай. Безусловно, главные лавры за этот трудовой подвиг заслужили люди: заказчики, подрядчики, и, конечно, инвестор Проекта компания «Татнефть». Благодаря ее масштабным планам на татарстанской земле вырастают такие индустриальные гиганты, которые становятся гарантией стабильного развития не только нашей республики, но всей России.
© ОАО «ТАНЕКО», http://quality.taneco.ru/ru/news/company/